Каталог православных СМИ

Владимир Легойда, главный редактор журнала "Фома"
18 октября 2006
Какие вопросы во взаимоотношениях Церкви и СМИ Вы считаете наиболее актуальными?

Есть проблема, которая заключается в том, что cуществует некий конфликт между форматом средств массовой информации и содержательной стороной жизни Церкви. И очень сложно адекватно передавить многие стороны жизни Церкви в формате средств массовой информации. Важно, чтобы журналисты это понимали, потому что когда ты это понимаешь, ты уже становишься более адекватным.
Очень часто светские СМИ изображают жизнь Церкви как какой-то корпорации. Но Церковь – это не профсоюзная организация и не партия. Отсутствие этого понимания делает любые материалы о Церкви плоскими, даже в серьезных изданиях. Это было видно на примере обсуждения вопроса возможного воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Даже серьезные аналитические СМИ не справились с комментированием этого процесса, потому что они рассматривали это как вопрос установления дипломатических отношений между двумя государствами. Но здесь намного все сложнее, глубже и важнее, на мой взгляд.
Следующая проблема заключается не столько во взаимоотношениях Церкви и СМИ, сколько в природе современных СМИ в целом, которые сегодня живут с установкой «скандалы продаются». А в Церкови есть некая установка на позитив и церковная жизнь ведет людей к позитивному.
Есть еще проблемы, о которых давно говорят. Например, отсутствие в светских СМИ людей, которые разбираются, где ударение надо ставить и понимают, когда фамилию священника надо писать в скобках, а когда не надо. Но это проблемы, которые решаются дополнительным образованием. Это, я надеюсь, легко может быть преодолено.
Церковь сама о себе не должна создавать впечатление, как о такой закрытой корпорации. Церковь должна быть открытой и должна уметь говорить, в том числе и через светские СМИ. Вопрос эффективного использования СМИ в самом церковном обществе не до конца осознается как важнейшая проблема. Что храмы надо восстанавливать – это все понимают. Если бы все понимали, зачем нужны церковные СМИ, было бы легче.

Фестиваль продлится всего 4 дня. Многое останется за его рамками. Какие темы и проблемы, на Ваш взгляд, обязательно должны прозвучать? Что Вам хотелось бы обсудить с коллегами?

Условно все СМИ можно разделить на три группы (это не мной придуманное деление). Есть СМИ официальные, которые должны информировать собственно о том, что происходит в Церкви. Есть СМИ, которые заявляют, что они православные, как наш журнал «Фома», этим они часть аудитории отсекают невольно. И есть мечта, чтобы было больше изданий, которые могут не говорить, что они православные, но чтобы они делались православными людьми и чтобы там не было ничего такого, за что православному человеку было бы стыдно. Так называемые концептуальные православные издания. Это бы хотелось обсудить. Уже пришла пора появления таких средств массовой информации. Еще хотелось бы обсудить вопросы более тесного взаимодействия разных СМИ и снять, может быть, какие-то ненужные точки напряжения. Потому что, к сожалению, много глупых разделений существует.
Хотелось бы поговорить, как мы можем помочь друг другу в практическом плане. Это то, на что фестиваль, собственно говоря, и направлен.

Какие надежды Вы связываете с Вашим участием в Фестивале?

Я надеюсь, что мне на этом фестивале будет интересно и то, что мне придется там говорить, тоже, может быть, кому-то пригодится.

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: