Каталог православных СМИ

Открылся III Международный православный фестиваль СМИ «Вера и слово»
25 ноября 2008

III Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» открылся 25 ноября в подмосковном пансионате «Лесные дали». В форуме принимают участие более 250 представителей из 67 епархий Русской Православной Церкви (РПЦ), журналисты известных светских изданий, общественные деятели. На фестиваль приехали гости из Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, Латвии и Азербайджана, а также представители Православных Церквей Польши и Чехии, а также Американской Православной Церкви. Организаторами фестиваля традиционно являются: Управление делами Московской патриархии, Издательский Совет РПЦ, редакция газеты «Церковный вестник» при участии Института общественного проектирования, «Медиа-Союза» и Издательского дома «Фома».
Первое пленарное заседание началось с молебна и зачтения приветствия почетного председателя Попечительского Совета фестиваля – Патриарха Алексия II. В послании замечено, что «информационная деятельность православных СМИ в наши дни является все более востребованной; к мнению Церкви прислушивается не только церковное, но и светское общество». «Информационное поле Церкви должно постоянно обновляться, наполняться новым содержанием, дабы свидетельствовать о высоких духовно-нравственных идеалах православной веры, помогая людям сознавать свое христианское призвание в условиях современного мира», -- обратился предстоятель РПЦ к православным журналистам, призвав их к «усердному и кропотливому труду», «взаимополезному сотрудничеству» с представителями светской журналистики.
Свои приветствия частникам фестиваля направили: митрополит Варшавский и всей Польши Савва, митрополит Киевский и всея Украины Владимир, руководитель администрации Президента РФ Сергей Нарышкин, председатель Комитета Госдумы РФ по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергей Попов. На открытии фестиваля в президиуме присутствовал епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев).
С основным докладом выступил управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Пришло время «благовествовать не только с амвона, но и с помощью современных средств коммуникации», отметил он в начале своего выступления. Митрополит надеется, что «подлинная вера» убережет православных журналистов от соблазнов «популизма», «вульгаризации», использования «псевдоцерковного елейного языка». При этом он призвал деятелей православных СМИ всячески укреплять связи со своими коллегами из светских изданий, «творчески переосмысливая их опыт». В качестве примера митрополит Климент привел освещение в прессе последнего Архиерейского собора 2008 г.: по его наблюдениям, церковные СМИ отличались «сухой подачей» информации, тогда как светские СМИ писали о соборе «интересно, живо». Далее архиерей поставил перед православной журналистикой ряд насущных задач: это, в первую очередь, создание и развитие епархиальных пресс-служб и епархиальных сайтов, а также православного сегмента Рунета, т.к. «именно сетевые проекты дают возможность привлечь мирян к жизни Церкви». В связи с этим управляющий делами Московской патриархии похвалил те епархии, деятельность которых широко представлена в интернете, а пресс-служба активна и тесно сотрудничает с региональными СМИ, а также подверг критике епархии, которые еще не позаботились об этом.
Кроме того, была отмечена необходимость объединения медийных православных инициатив: например, различных православных фестивалей, которые сегодня скорее конкурируют друг с другом, что ослабляет дело православной миссии. Говоря о влиянии экономического кризиса на сферу православных СМИ, митрополит Климент отметил, что объединение усилий и создание крупных совместных проектов – один из путей преодоления финансовых трудностей. Докладчик коснулся и проблем телевидения, однако на этот раз тема создания общероссийского православного телеканала не звучала. Речь шла о необходимости более активного продвижения на светских каналах программ, созданных «в соответствии с православной традицией».
Свой доклад президент «Медиасоюза», главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев начал с утверждения, что «работа православных журналистов приносит больше пользы людям, чем светских». Он посвятил свое обширное выступление разбору экономических предпосылок нынешнего мирового кризиса, показав, что в основе всех проблем лежит искажение основных моральных ценностей. «Ценность не самой вещи, а обладания ею», престижность, «неразумное расходование средств», забвение бережливости, отказ от «ответственности потребления», -- в культивирование этих разрушительных для общества и экономики установок немалый вклад внесли и работники СМИ, отметил В.Фадеев. По его словам, у кризиса есть и позитивная сторона: он «встряхнет общество, бизнес, власти и журналистов, напоминая об ошибках и позволяя найти более разумные пути развития страны». От журналистов здесь «многое зависит», подчеркнул президент «Медиасоюза». Например, чтобы внести свой вклад в это переосмысление, сотрудники масс-медиа должны показывать «тружеников, для которых ценность представляет сам труд, а не потребление и нажива».
О сугубой ответственности сотрудников СМИ, особенно в условиях кризиса, говорила и вице-президент «Медиасоюза», член Общественной палаты РФ Елена Зелинская. «Сегодня ответственность журналиста за каждое слово увеличивается в сто раз, так как слово бежит впереди события и, бывает, создает само событие», -- сказала она. Развивая мысль своего коллеги по «Медиасоюзу», она предложила не акцентировать внимание на слове «кризис», заменяя его понятием «санация» и даже «оздоровление». С трибуны фестиваля «Вера и Слово» от имени «Медиасоюза» прозвучал призыв к местным властям поддержать в новых условиях «социально-значимые» региональные СМИ, к которым относятся и православные издания. Кроме того, необходимо позаботиться о подписке социально незащищенных слоев населения. Журналистов конфессиональных СМИ может также поддержать в организационном, финансовом и профессиональном отношении участие во всероссийских проектах и конкурсах «Медиасоюза», к чему призвала Е.Зелинская участников форума.
Председатель Издательского совета РПЦ протоиерей Владимир Силовьев сообщил в своем докладе три «хороших» и три «плохих» новости. В качестве положительных итогов развития православных СМИ за последние 5-7 лет был упомянут и очевидный рост внимания к религиозной проблематике в обществе, и развитие православных СМИ, и начало систематической подготовки кадров для православных изданий. Говоря о «плохих» новостях, о.Владимир проанализировал три «угрозы»: это низкий уровень подготовки и общего развития «новой журналистской молодежи», пишущей о Церкви; «идеологическая вовлеченность в сомнительные проекты» некоторых православных СМИ, ассоциирующих себя или с «поборниками реформ», или с «политическим консерватизмом». Кроме того, слабым местом православной журналистики сегодня священник считает недостаточную оперативность и «неубедительную аргументацию» в тех случаях, когда общество ждет от Церкви ответа по многим значимым проблемам. По словам о.Владимира, в медиа-пространстве постоянно можно услышать мнение трех-четырех активных священников, тогда как их должно быть гораздо больше.
Далее выступил руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерей Георгий Коваленко. Предваряя презентацию православных СМИ Украины, намеченную на вечер 25 ноября, он кратко охарактеризовал типы этих изданий. Учитывая всю сложность церковной ситуации на Украине, о.Георгий настоятельно рекомендовал черпать информацию об УПЦ МП из надежного источника – официального сайта , который информирует читателей на украинском и русском языках, как, впрочем, и многие печатные и интернет-издания УПЦ МП. Всего таковых изданий 89, причем каждая епархия УПЦ МП выпускает от 2-3 до 15 изданий, многие из которых обращаются к адресной аудитории: молодежи, женщинам и т.д. По окончании доклада о.Георгия митрополит Климент отметил, что Украина опередила российские епархии в развитии православных СМИ.
Пленарное заседание завершилось докладом исполнительного директора фестиваля, ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина, который также коснулся темы кризиса. По его словам, «в дни кризиса люди ищут слова, которое может утешить, поддержать, а не обличить», поэтому «церковные СМИ должны быть добрыми». Конкретизируя последнее определение, С.Чапнин призвал коллег отказаться от «заклинаний о нравственности», заменив их «конкретными примерами нравственных поступков»; самим подавать пример этичного поведения, соблюдая принятый на II фестивале «Вера и Слово» «Кодекс церковного журналиста» и т.д. Выступавший подверг критике те СМИ, которые, называя себя православными, «ведут борьбу с активными миссионерами», а также отметил «формирование новой церковной бюрократии – в сане и без», что существенно затрудняет «диалог всех со всеми».
Во второй половине дня состоялись семинары и круглые столы, на которых участники фестиваля могли в открытой дискуссии обсудить проблемы взаимодействия церковных и светских СМИ, вопросы молодежных православных изданий, а также практические аспекты редакционной работы. В рамках форума, который продолжит свою работу до 27 ноября, состоятся семинары, мастер-классы и круглые столы, посвященные проблемам и задачам современной церковной журналистики. Фестиваль завершится церемонией награждения лауреатов журналистских конкурсов в Ново-Иерусалимском монастыре.
 

Благовест-инфо

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: