Каталог православных СМИ

Дискуссия о возможности использования СМИ в деле православной миссии состоялась 31 мая в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ) в Москве
01 июня 2007

Дискуссия о возможности использования СМИ в деле православной миссии состоялась 31 мая в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ) в Москве. Круглый стол был проведен в рамках международной богословско-практической миссионерской конференции "Велика жатва, а работников мало: миссия в Восточной Европе в православном контексте", которая проходит 31 мая-1 июня по инициативе СФИ, Всемирного братства православной молодежи Синдесмос, Британской миссионерской организации CMS и при поддержке Миссионерского отдела Русской Православной Церкви (РПЦ).
Круглый стол вели журналист и телеведущий Александр Архангельский и главный редактор православной газеты "Кифа" Александра Колымагина. В обсуждении принимали участие журналисты, работающие в светских и в православных изданиях, священнослужители и миряне.
Какова задача верующего журналиста? Можно ли использовать светские СМИ в миссионерских целях? Какой характер должна носить миссия в СМИ, к какой аудитории обращаться? Обсуждение этих вопросов началось с тезисов журналиста Бориса Фаликова, который считает, что верующему журналисту более всего сегодня подобает роль "переводчика" в налаживании диалога секулярного и религиозного мировоззрений. Кроме того, верующий сотрудник СМИ обязан говорить о такой актуальной сейчас теме, как терпимость, которая, по словам Б.Фаликова, является не только светской, но и религиозной ценностью.
Осмыслением своего опыта работы на телевидении с точки зрения нравственной позиции журналиста поделился Александр Архангельский. В общественной ситуации, которая все более развивается "в направлении тотальной смысловой безответственности", верующему журналисту невозможно поставить перед собой задачу христианской проповеди. Сегодня важна миссия "не в строго религиозном понимании", а как призыв к обществу "возвратиться к памяти о ценностях", "показать, что смысл где-то есть". Такому журналисту все время приходится "балансировать на грани": чтобы донести хотя бы часть своих идей, необходимо учитывать конъюнктуру медиа-рынка и особенности восприятия "никакомыслящей аудитории". Публицист Борис Колымагин согласен, что в современных "сильно пожелтевших" светских СМИ верующему журналисту почти невозможно найти место для "искреннего высказывания".
Священник Дмитрий Карпенко издает православный журнал для молодежи "Ноев ковчег" (Белгород). Он четко зафиксировал отличие: если главная задача СМИ состоит в навязывании людям определенной точки зрения, то миссионерская задача принципиально иная – "передавать людям правильные знания об Истине". Чтобы избежать в этом деле навязывания, давления, необходимо "научить человека думать", "самостоятельно отличать правду от неправды, даже в церковных СМИ". Этим и пытается заниматься "Ноев ковчег", работая "на пересечении светской и церковной культуры", помогая читателю отыскать "зерна истины" в произведениях светской культуры. По словам о.Дмитрия, это позволяет вести миссионерскую работу, избегая "проповеди в лоб", а с другой стороны, предохраняет неофитов от столь частого кризиса полного разрыва с культурой.
Ректор СФИ, священник Георгий Кочетков сомневается в возможности миссии через СМИ. Для него полноценное миссионерство всегда связано с общением, с диалогом, что невозможно при одностороннем вещании. Однако, используя разные медиа-средства, необходимо учитывать разные целевые аудитории, считает о.Георгий. Так, обращаясь к "нецерковным" людям, надо сосредоточиться не столько на "передаче знаний" в просветительских передачах, сколько, в первую очередь, "пробуждать совесть, в полной уверенности, что она есть у каждого". Но есть и "внутрицерковное поле миссии": люди, пришедшие к вере, также нуждаются в особом характере проповеди, для них надо создавать специальные СМИ.
 

Благовест-инфо

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: