Каталог православных СМИ

Вице-президент «МедиаСоюза» вступилась за российские СМИ
30 октября 2006
Вице-президент «МедиаСоюза», член Общественной палаты РФ, Елена Константиновна Зелинская ответила на критику в адрес российских СМИ, прозвучавшую в докладе митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии фестиваля «Вера и слово».
«Владыка Климент в своем докладе точно описал ситуацию в современных СМИ, но это прозвучало так грустно, что мне как профессиональному журналисту захотелось защититься», - начала свое выступление Зелинская. Она согласилась с тем, что у российской журналистики сегодня много проблем, но для того чтобы с ними бороться, необходимо выявить причины и рассматривать современное медиа-сообщество в историческом контексте.
Вице-президент «МедиаСоюза» напомнила, что «современной российской журналистике всего лишь 15 лет, и, если сравнивать с колоссальным опытом и российской словесности, и российской культуры, то она выглядит как ребенок в коротких штанишках». Между тем, на протяжении восьмидесяти лет «пресса была всего лишь идеологическим инструментом огромной машины», и это до сих пор сказывается на работниках отечественных СМИ «отсутствием привычки свободно мыслить и выражать свои мысли, а также отвечать за то, что ты делаешь».
Елена Зелинская подробно рассмотрела проблему профессиональной подготовки журналистов. По ее мнению, одна из ключевых проблем современных СМИ состоит в том, что «на сегодня вся журналистика, все средства массовой информации, как федеральные, так и региональные, на 60-70 % заполнены людьми, не имеющими специальной подготовки».
«Как бы низко мы ни оценивали подготовку студентов на факультетах журналистики, тем не менее, оттуда выходят люди с каким-то комплексом представлений – как минимум, о Законе о печати, на который они опираются в своей деятельности, о традициях, о журналистской школе. Но представьте себе, что остальные 70% полагаются только на то, что им говорят в их редакциях, что от них требуют редакторы,» - сказала Зелинская.
Система российского журналистского образования оказалась не готова к тому, чтобы журналистика становилась массовой профессией, а именно это имеет место сейчас. Традиционные факультеты журналистики факультеты журналистики создавались в эпоху, когда журналист был «штучным товаром».
Среди проблем российских СМИ, отмеченных Зелинской, - кризис самоидентификации. «Если рассматривать журналистику только как хозяйственную деятельность, из нее вымывается самое главное – служение обществу, которое и составляет настоящую цель любого средства массовой информации. У каждого журналиста присутствует колоссальный внутренний разрыв: кто он такой – человек, который служит обществу или который просто зарабатывает деньги для себя и своего хозяина?».
Митрополит Климент отметил, что кадровые проблемы серьезным образом осложняют работу не только светских, но и церковных СМИ и предложил обмениваться опытом в их решении.

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: