Каталог православных СМИ

Итоговый документ секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» ХVI Международных Рождественских образовательных чтений
30 января 2008

Участники секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» ХVI Международных Рождественских образовательных чтений, состоявшейся в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством Преосвященного Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, по итогам проведенной работы согласились в следующем:
1. Продолжается формирование системы церковных средств массовой информации, появляются новые печатные и электронные СМИ, растет их уровень. За последние годы в России появился целый ряд церковных изданий, общий уровень которых вызывает искреннюю радость и уважение читателей. Активно развивается православное телевещание. Вместе с тем, существует ряд проблем, связанных с деятельностью православных СМИ.
2. По-прежнему стоит вопрос о профессионализме в церковной журналистике. Многие издания до сих пор занимаются преимущественно перепечаткой ранее опубликованных в других СМИ материалов, не давая достаточного стимула для творческого развития собственного журналистского коллектива.
Действенным инструментом подготовки и переподготовки кадров должны стать школа или курсы православной журналистики, организацию которых мог бы взять на себя Издательский Совет в сотрудничестве с епархиальными архиереями Русской Православной Церкви. К преподаванию на курсах необходимо привлекать главных редакторов и журналистов церковных и светских СМИ, опыт которых для нас может быть полезным.
3. Поскольку в современном мире священникам необходимо выступать с проповедью в средствах массовой информации, это следует учитывать при их подготовке. В частности, мы готовы оказать содействие в организации стажировки студентов семинарий в церковных и светских СМИ.
4. Насущным остается и вопрос распространения. Мы знаем, как трудно порой бывает найти в провинции официальные церковные издания — «Журнал Московской Патриархии» и газету «Церковный вестник». Непросто во многих регионах обстоят дела и с распространением епархиальных СМИ. Распространения во многом зависит исключительно от настоятелей храмов и монастырей, однако церковным СМИ необходимо изучать и использовать уже наработанный опыт изданий, выстроивших свою эффективную систему распространения.
5. Продолжается активное освоение интернет-пространства как места миссионерской деятельности и проповеди. Количество пользователей Интернета в России и во всем мире постоянно растет, и Интернет-ресурсы становятся удобным средством для широкого распространения информации при сравнительно небольших затратах. Однако, развивая православное присутствие в Интернете, мы не должны отказываться от традиционных печатных СМИ и радио. В частности, необходимо развивать сеть церковных радиостанций. Они необходимы еще и потому, что сегодня в нашей стране остается немало людей, для которых Интернет недоступен или не является предпочтительным способом получения информации.
6. Одна из серьезных проблем современной церковной журналистики заключается в том, что целый ряд изданий, называющих себя православными, служит рупором для сектантских и маргинальных групп. К числу подобных изданий можно отнести «Дух христианина», «Пасха Третьего Рима» и др. Абсолютная свобода интернет-пространства также открывает возможность для многих злоупотреблений и подмен, чем пользуется значительное число маргиналов в церковной среде, а также прямых врагов Церкви, которые позволяют себе выступать в созданных ими сетевых ресурсах от лица всей православной общественности. Избегая настоящей соборной дискуссии, в которой была бы представлена вся полнота Церкви, эти люди безапелляционно представляют свои мнения как единственно возможные для православных христиан. Это, впрочем, не мешает им грешить оскорблениями в адрес своих братьев и сестер по вере, а также людей других национальностей и религий, что осуждается российскими законами, а главное — нормами христианской нравственности.
Итогом деятельности лиц, стоящих за такими медийными ресурсами, становится возникновение конфликтных ситуаций в Церкви, насаждение у новоначальных ложных представлений о христианстве и о пути спасения. К чему это может привести, очень ярко показала недавняя ситуация с так называемыми «пензенскими сидельцами».
Долг церковных СМИ — неустанно заниматься просвещением церковного народа, поскольку лучшая прививка от принятия Православия искаженного это знание Православия истинного. Также очень важно через церковные СМИ информировать людей о тех изданиях, которые именуют себя православными, однако таковыми по сути не являются.
7. Считаем необходимым продолжить обсуждение норм и правил профессиональной этики журналистов церковных СМИ.
К сожалению, далеко не все журналисты и редакции церковных СМИ следуют в своей деятельности нормам христианской этики. В частности, это касается использования чужих материалов без согласования с их авторами и опубликовавшими их ранее изданиями, а также публикации информации, не проверенной должным образом.
В полемике по проблемам церковной жизни авторы допускают некорректные высказывания и даже обвинения в адрес своих оппонентов. Редакторы не обращают должного внимания на неумение авторов вести полемику в духе христианской любви и взаимоуважения и публикуют тексты, не способствующие созиданию церковного мира и единства. Рекомендуем редакторам церковных СМИ более ответственно подходить к публикации полемических текстов и не сеять соблазна в сердцах верующих.
8. Насущной остается проблема координации деятельности православного журналистского сообщества. Существенную помощь мог бы оказать в этом Клуб главных редакторов православных СМИ, работа по созданию которого была начата на фестивале «Вера и слово». Мы выражаем надежду, что он продолжит работу под эгидой Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Церковный вестник

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: