Каталог православных СМИ

«Иконопочитание и икононебрежение в СМИ», доклад на Первом фестивале православных СМИ
22 декабря 2004

Немыченков В.И.
Центр Национальной Славы России
Фонд св. апостола Андрея Первозванного

Догмат иконопочитания и следствия из него

Среди множества христианских конфессий Православие отличается особой любовью к иконам и другим священным изображениям. Для Православной Церкви иконопочитание является догматом, утвержденным Седьмым Вселенским Собором в Никее в 787 г., то есть непререкаемым и обязательным для всех верующих правилом веры.

В заключительном оросе (определении) Собора сказано:

«…мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию Кафолической Церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочной владычицы нашей Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением … почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей…

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Осмеливающихся же иначе думать или учить или давать профанное употребление священным сосудам или монастырям постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения»

(Карташев А.В. Вселенские соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С.518).

За этот догмат и право почитать иконы и священные изображения многие православные епископы, священники, монахи и миряне претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свою жизнь и здоровье, став мучениками и исповедниками в период иконоборчества, которое длилось на Востоке более ста лет (примерно с 730 г. при императоре Льве Исаврянине до окончательного Торжества Православия в 843 г. при императрице Феодоре). От ереси иконоборчества Церковь очищалась кровью мучеников и исповедников. Иконопочитание, как и все почти догматы Церкви, говоря словами апостола Павла, «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6.20).

Из приведенного ороса Седьмого Вселенского Собора видно, что священные изображения должны 1) размещаться в достойных местах, 2) их должно чествовать лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей, 3) лицезрение иконы возводит ум от образа (иконы, фрески, мозаики) к Первообразу – Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим.

Однако это каноническое правило и догмат имеют и другое значение: хула или любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к образу (иконе, священному изображению) также восходит к Первообразу, то есть к личности Христа, Богородицы, ангелов и святых. Именно так расценивались православными верующими действия иконоборцев против икон и вызывали противодействие с их стороны: даже безоружные женщины бросались на защиту икон против солдат императора-иконоборца Льва Исаврянина, за что были казнены.

И наше время знает примеры мужественной защиты икон и священных изображений против хулителей и осквернителей. Так случилось на выставке в Манеже, где некто Оганесян глумился над иконами, прикрываясь свободой творчества. В той же свободной манере глумились над священными изображениями христиан авторы и устроители экспозиции «Осторожно религия» в центре имени Сахарова пока благочестивые православные миряне своими действиями не заставили закрыть богохульную выставку.

В упоении той же богохульной свободой еще большее надругательство позволила себе телекомпания НТВ, показав на Пасху богохульный фильм «Последнее искушение Христа», прокат которого в Западной Европе сопровождался поджогами кинотеатров возмущенными верующими христианами, которых мы, кстати, считаем давно уже теплохладными. Православные в Москве ограничились молитвенным стоянием у здания телецентра в Останкино. НТВ торжествовало победу. Но, как пишет Галатам апостол Павел: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6.7). Через два года сгорела останкинская телебашня, у НТВ случились крупные неприятности. Сгорел и Манеж. Гнев Божий очистил огнем и само место осквернения святынь.

Икононебрежение в современных СМИ

Меня резонно могут спросить: какое отношение все это имеет к православным СМИ, которые как раз и встали в свое время на защиту наших икон и святынь от поругания, выступили с осуждением глумливых действий врагов христианства и Православия. Да, это так. Но давайте подумаем, не переходит ли порой наше иконопочитание в свою противоположность, как некогда в Византии, где почитание священных изображений не по разуму приводило к таким крайностям как добавление соскобленной с иконы краски в Потир перед причастием, или выбор иконы святого в качестве восприемника при крещении детей
(Карташев А.В. Вселенские соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 477), украшение иконами одежды мирян.

Как уже было сказано выше, священные изображения должны полагаться в достойных местах для не профанного, т.е. не обыденного употребления, а для молитвенного обращения к Первообразу изображенной на них ипостаси (личности). Поэтому и в храмах, и в наших домах иконы располагаются на лучших почетных местах. Перед ними горят лампады, свечи, совершается каждение ладаном, молящиеся совершают поклоны и благоговейно целуют. Заметим, что православное благочестие настолько трепетно относится к иконам, что не позволяет целовать сами лики на иконах, а лишь край одежды, стопы и руки, край иконного поля. Целование икон в лик, а тем более в уста, которое во времена Смуты позволяли себе члены польской свиты Лжедмитрия, имитировавшие православное благочестие, считалось на Москве верхом дерзости и сеяло справедливые сомнения в их православной вере.

Такое же почитание мы воздаем в храме Евангелию как словесной иконе Спасителя, которое поэтому украшается священными изображениями Христа и евангелистов. И само Евангелие, и священные изображения на нем целуют священнослужители в положенные моменты службы и все прихожане в воскресный день перед помазанием елеем. Богослужебное Евангелие хранится в алтаре на престоле – самом священном месте храма.

Заметим, что иные богослужебные книги (Октоих, Минея, Псалтирь, Часослов, за исключением иногда только Апостола), имеют на переплете только небольшой крест и никогда священные лики, хотя и они за богослужением торжественно выносятся чтецом из алтаря и вносятся обратно (например Минея и Часослов при чтении паремий и шестопсалмия). Из этого следует, что Церковь строго разделяет и различает в каких случаях и на каких предметах, даже предназначенных для богослужебного использования, допустимо размещение священных изображений.

Книгоиздание и «книги-иконы»

Однако совсем другое отношение к священным изображениям мы имеем в современном книгоиздании. В православных и светских книжных магазинах сейчас можно видеть в продаже большое количество книг, на обложке которых имеются лики Спасителя, Богородицы, ангелов и святых, то есть всех лиц, поименованных в оросе Седьмого Вселенского собора, и предназначенные решением Собора «к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением», которого они в данном случае лишены в силу совершенно другого назначения этих священных изображений. Такие книги имеют эффектный внешний вид и бросаются в глаза покупателю. Но должны ли мы ради увеличения продаж так разбрасываться иконами?

Можно задаться вопросом, являются ли свящéнными изображения Спасителя и Богородицы на переплетах книг. Действительно, у нас нет чина освящения душеполезных книг и иллюстраций в них, мы не освящаем по сути иконописные изображения на книжных и журнальных обложках, не читаем над ними молитв по требнику, не кропим святой водой. Но неужели легко узнаваемый и столь, простите за выражение, популярный сейчас в оформлении многих книг лик Спасителя кисти Андрея Рублева (Например издания: Лепахин В. Икона и иконичность. – СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни (Санкт-Петербург), 2002; Непознанный мир веры. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003.), или В.М. Васнецова (Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. – М.: Айрис-пресс; Лагуна-арт, 2004), или какой-либо иной (Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2000) перестает быть для нас священным и благоговейно чтимым без чина освящения? Разве потерпим мы надругательство даже и над неосвященной иконой? Ведь на ней все равно изображен образ Бога, ставшего «нас ради и нашего ради спасения» человеком. К тому же многие подобные иконные изображения на обложках имеют все канонические атрибуты: нимб вокруг лика, надписание ипостаси Иисуса Христа (См. Тихомиров Л.А. то же издание. См. также изд.: Иерофей (Влахос), мит. Православная психотерапия. – Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2004; Серафим (Роуз), иером. Бытие: сотворение мира. – Платина (Калифорния), М.: Братство преп. Германа аляскинского; Валаамское общ-во Америки, 2004; Яннарас Х. Вера Церкви. – М.: Центр по изучению религий, 1992) или Богородицы. А некоторые издательства в своем неумеренном иконопочитании пошли еще дальше и наклеивают на обложки книг небольшие металлические иконки, не знаю освященные или нет. Резонно спросить, для чего? Мы должны поклоняться иконе на переплете или читать книгу?

В православной библиотеке я видел человека, который благоговейно поцеловал только что закрытую им книгу, как это делают священнослужители после прочтения Евангелия. На ее обложке крупно, в две трети размера, была воспроизведена икона с ликом Спасителя на фоне Креста с надписанием: «Иисус Христос. Царь Славы»( Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. Надписание приводится в расшифровке сокращений под титлом (В.Н.)). Библиотекарь взяла сданную ей книгу и небрежно положила ее на стол, накрыв сверху стопкой других книг с тем, чтобы удобнее было нести их на полки для хранения. Тут совместилось все: и благочестие и нечестие. Но как, скажите, работать с такими книгами в библиотеке или в магазине, особенно на лотках, когда на иконные лики книжных обложек могут не только другие предметы, но и деньги положить?! Что делать с такой книгой-иконой? Носить над головой как дьякон выносит Евангелие на службе? Или как пономарь, который торжественно, по чину, с поклонами и лобзанием снимает с аналоя и уносит в алтарь икону Воскресения, освобождая место для Евангелия перед елеопомазанием?

А разве мы сами не вынуждены делать нечто неблагоговейное с такими книгами в своей домашней библиотеке? Как пользоваться книгой с большим, почти во всю обложку, ликом Христа? Как благочестиво держать ее в руках, чтобы не касаться лика? Как разворачивать и класть на письменный стол для длительного внимательного чтения, зная что лик Господа нашего будет тереться о его поверхность, истираться и тем оскверняться? Или как, не нарушая благочестия, положить такую книгу в портфель с другими вещами, как читать в метро или в другом общественном месте? (Ведь многие из нас большинство книг, в том числе и со священными изображениями, вынуждены носить с собой в течение дня и читать урывками в транспорте). Не совершаем ли мы вольно или невольно богохульство только потому, что издатели из лучших (будем считать) соображений именно так оформили свое издание.

Что же нам делать? Одеть поверх лика Христа другую обложку, обернуть бумагой? Но зачем тогда вообще помещать икону на обложку, если из соображений благочестия мы все равно вынуждены ее прятать? «Впрочем, – как горько восклицает свт. Григорий Богослов, – Он все терпит, все переносит. И что удивительного? Он понес заушения, потерпел оплевания, вкусил желчь за мое вкушение. Терпит и ныне побиение камнями не только от наветующих, но даже от нас, которые почитаем себя благочестивыми» (Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х тт. – Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. – Т.1. – Слово 37. С. 511).

Журналы и газеты

Не лучше обстоит дело с журналами и газетами. Многие из них выносят священные изображения на свои обложки или первые полосы газет. Однако, если журналы, хотя и с натяжкой, можно приравнять к книгам и просто попросить убрать внутрь все иконы, то с газетами дело сложнее.

Газеты по самой своей природе и функциональному назначению имеют короткий срок службы, по качеству полиграфии стоят на последнем месте в общем ряду печатной продукции (плохая бумага, низкая разрешающая способность фотоматериалов и репродукций). К газетам в быту наиболее пренебрежительное (или скажем мягче, наименее бережное) отношение, после прочтения принято использовать их в хозяйственных целях, а потому размещение в газетах священных изображений, на наш взгляд, наиболее неблагочестиво. В лучшем случае издатели обрекают благоговейных читателей на необходимость сжигать их продукцию в чистом месте (или в церковной печке), а в худшем – относиться к ней неблагочестиво (как к обычным газетам). Но ведь в газетах печатаются фотографии икон или их графические рисунки. У некоторых газет графическая икона (например, газета «Русь Державная») расположена в «шапке» первой полосы и потому с ней возникают такие же проблемы как с иконой на обложке книги.

На наш взгляд использование священных изображений в газетах наименее оправданно. Тем не менее некоторые издатели прямо-таки изощряются в размещении на полосе максимального количества священных изображений в том числе и в качестве декоративного оформления страницы, что вообще недопустимо.

Прочая печатная продукция

В первую очередь хочется сказать еще о календарях. Особенно о настенных большого и среднего формата, поскольку именно их чаще всего используют издатели для репродукции икон. Назначение календаря – давать информацию о месяце, дне недели, числе, памятных событиях, церковных праздниках и памятях данного дня. Человек сморит в календарь именно с этой целью. Если на календаре помещено священное изображение (чаще всего репродукция иконы), то оно становится простой иллюстрацией наряду с пейзажем или любой другой картинкой в светских календарях, поскольку календарь не предназначен для молитвенного делания, он не икона. Нельзя смешивать профанное и священное, молитву к Богу и обыденное, рутинное действие.

Сказанное относится и карманным календарям с иконами. Казалось бы издатели совмещают благочестивое с полезным, но это оборачивается таким же неблагочестием, каким было бы размещение священных изображений на разделочных досках в качестве интерьера для кухонь.

Такое же профанирование священного происходит при репродукции икон (полностью или частично) на книжных закладках, обложках для аудио- и видео- дисков и кассет.

Электронные издания

Священные изображения используют и интернет-сайты, как в качестве графического оформления сайта, его основной заставки, так и в качестве иллюстративного материала к текстам, или как электронные художественные галереи иконописи.

Редакторам таких сайтов и веб-мастерам следует сделать все возможное, чтобы во-первых такое использование было благочестиво, а во-вторых, постараться минимизировать печать священных изображений при распечатке материалов сайта. Поскольку общеизвестно, что к распечаткам принтера человек относится уже без всякого уважения. Тут степень благочестия запредельно низка даже по сравнению с газетами. А ведь нередко на печать идет статья с репродукцией иконы. При браке печати или сбоях все эти листки с репродукциями икон летят в мусорную корзину, даже не на благочестивое сжигание.

Вместо послесловия

Рассказывают, что свт. Иоанн Сан-Францисский (Максимович) очень трепетно относился к любым священным изображениям, которые так или иначе попадали ему в руки, даже самым незначительным и малоценным в художественном смысле. Он бережно вырезал их из всевозможных изданий, освящал их по чину Требника и предлагал всем своим знакомым. Некоторые считали это юродством. Но еще апостол Павел писал Коринфянам: «Мы безумны Христа ради…» (1Кор.4.10), «ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1.21). Мнимое «юродство» свт. Иоанна было проповедью ко всем нам, слишком легко относящимся к не совсем благочестивому (в силу названных причин) тиражированию священных изображений во всевозможных массовых изданиях. Его «юродство» было проявлением высшей степени благоговения перед Богом, Богородицей и святыми, подлинным иконопочитанием в наш век икононебрежения.

Потому что второй возможный выход из создавшегося положения дел с печатной продукцией ограниченного времени использования (газеты, журналы, календари, распечатки с интернет-сайтов) при невозможности хранить ее – это благочестивое сжигание ее в чистом месте после прочтения и употребления (календари). Однако почти то же самое делали и иконоборцы – древние и новые – в 8 в., в 9 в. и в 20 в.

Для чего же нам, иконопочитателям, помещать священные изображения там, где они заведомо даже невольно будут в той или иной степени подвергаться поруганию и в конечном, самом благочестивом, итоге – уничтожаться?!! Не благочестивее ли отказаться от такого профанирования священного, от десакрализации икон и превращения их в декоративные элементы православных изданий?!

Иначе и к нам могут быть отнесены слова свт Григория Богослова: «А мы не стыдимся оскорблять и достопоклоняемое имя Христово и Самого Христа, не стыдимся слышать как Он почти вслух и ежедневно вопиет: имя Мое хулится вас ради во языцех (Ис. 52.5)» (Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х тт. – Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. – Т.1. – Слово 3. С. 55).

Выводы и предложения

Видимо, будет разумно после обсуждения поднятой в докладе темы ходатайствовать перед Священным Синодом о вынесении определения и издании Указа по упорядочению использования священных изображений в печатной и электронной информационной продукции, а именно православным издательствам, имеющим благословение епархиальных архиереев и синодальных учреждений, а также подчиненным им производственным предприятиям:

1. запретить помещать священные изображения на корешке, первой и четвертой обложках книг, журналов, продолжающихся и сериальных изданий.

2. Запретить публикацию репродукций и иллюстраций в виде священных изображений в газетах и приравненных к ним периодических изданиях (еженедельники и т.п.).

3. Запретить использование священных изображений и их элементов в качестве декоративного оформления книг, журналов, газет и другой публичной продукции.

4. Запретить издание настенных, настольных, карманных календарей со священными изображениями.

5. Запретить использование священных изображений и их элементов в оформлении обложек аудио- и видео- дисков и кассет, закладок и т.п..

6. Запретить использование священных изображений и их элементов в любом виде продукции не по прямому назначению, т.е. не для молитвенного почитания (в том числе на официальных бланках в виде герба или элемента фирменного стиля).

7. Назначить или сформировать орган, контролирующий исполнение данного Указа и меру ответственности за его невыполнение (лишение благословения, церковные прещения и т.п.).

Эпилог

Хочется верить, что в скором времени вид наших православных изданий существенно изменится в соответствии с догматами нашей веры и правилами церковного благочестия. Любители и истинные почитатели икон не опечалятся, а возрадуются. Ибо думается, что православный характер издания и произведения искусства определяет не икона на обложке книги, журнала, в «шапке» газеты, на календаре или обложке аудио-, видео диска или кассеты, а подлинно православное, то есть благоговейное отношение авторов и издателей к самой иконе – образу того Первообраза, по образу которого сотворен человек, к образам Пречистой Девы Марии, ангелов, святых и преподобных отцов наших, прославивших своей жизнью и смертью Бога.

«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим.11.36).

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: