Каталог православных СМИ

Выступление руководителя Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Вадимовича Сеславинского на открытии Первого международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»
08 декабря 2004
Ваше Высокопреосвященство,
Уважаемые коллеги!
Трудно переоценить роль средств массовой информации в духовно-нравственном просвещении граждан России, установлении согласия и мира в обществе.
Открытие Фестиваля православных СМИ, его основные мероприятия, его идеи и решения найдут отражение на федеральных телевизионных и радиоканалах. Это событие в жизни православной прессы будет освещаться журналистами региональных телерадиокомпаний, аккредитованных на Фестивале.
Одна из задач, остающейся приоритетной все последние годы – участие средств массовой информации в формировании демократически ориентированного массового сознания.
Такое сознание не может быть сформировано без исторической памяти, ибо, не зная своего прошлого, нельзя сделать осознанный выбор своего будущего.
Мы все заинтересованы в том, чтобы телевидении становилось добрее, чтобы было больше программ, посвящённых человеку.
Именно с этой целью Агентство наращивает усилия, содействуя появлению на телевидении, радио, Интернете проектов с тематикой, которую мы определяем как социально значимую. Здесь уже говорилось о так называемой триаде направлений работы СМИ – информировать, просвещать, развлекать. Просветительская задача – самая важная. И православные СМИ как раз больше ориентированы на просвещение, на духовно-нравственное оздоровление общества, пропаганду патриотических ценностей.
Начиная с 2000 года, на конкурсной основе оказывается государственная поддержка в форме предоставления субсидий из федерального бюджета на производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации.
Всего за это время было выделено 1 миллиард 700 миллионов рублей на подготовку 672 проектов – циклов передач, фильмов, сайтов в Интернете.
В их числе - более 90 проектов для детской и молодёжной аудитории, 40 проектов, направленных пропаганду спорта и здорового образа жизни, профилактику такого социального зла, как наркомания, 346 проектов культурологического характера, 84 проекта, посвящённых патриотической тематике.
Среди получателей грантов – телепрограммы «Цивилизация», «Камертон души», «Разум. XXI век», «Новости науки», «Лицо российской национальности», радиопрограммы «Причалы», «Молодежь без наркотиков», «Народы России», справочно-информационные порталы «Русский язык», «Нет наркотикам», «Религия и СМИ», «Соотечественники», «Народы России: единство и многообразие» и др.
С 2000 года оказывается поддержка проекту «Адреса милосердия». Это - ежедневная информационная программа о конкретной практической деятельности организаций по решению социальных проблем, помощи нуждающимся, защиту прав и интересов граждан. Программа выходит на радиостанциях «Радио России», «Голос России», «Маяк», «Говорит Москва».
Оказывается поддержка осуществлению скрытого субтитрования программ Первого канала детской и юношеской тематики для инвалидов с нарушением слуха (300 часов вещания в год).
За четыре года выделено более 49 млн. рублей на телепроект «Жди меня». Благодаря программе более 5 тысяч человек нашли своих близких и друзей.
Агентство вместе со своими украинскими коллегами оказало финансовую помощь на производство историко-публицистического фильма «Феофан Прокопович». Этот фильм о выдающемся деятеле 18 века архиепископе Феофане Прокоповиче – одном из крупнейших учёных-просветителей своего времени, авторе знаменитого «Духовного Регламента», который определил взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви.
Убеждён, что доброта и задушевность, высокая нравственность этих программ помогают людям, попавшим в разные житейские ситуации, выстоять, сохранить достоинство, веру. Бесспорно, что такие программы помогают разбудить и чувства сострадания и желание помочь другим.
Не могу не отметить того факта, что многие творческие коллективы телевизионных и радиокомпаний, понимая необходимость укрепления нравственных устоев общества, разрабатывают и принимают внутренние правила, нормы журналистской этики, определяющие «правила самоограничения и устанавливающие грань дозволенного в публичном распространении материалов, способных нанести вред нравственному, физическому и психическому здоровью людей».
Это цитата из Хартии телерадиовещателей, в своё время принятой ведущими российскими телевизионными и радиовещательными компаниями.
К сожалению, эти нормы далеко не всегда соблюдаются. Но это уже – издержки жёстких коммерческих отношений между телевидением и бизнесом, результат экономической несвободы творческих коллективов, несовершенства законодательной базы в сфере СМИ.
Именно поэтому важным сегодня видится обращение СМИ к духовным ценностям православной культуры, выработка обществом и православной церковью общих подходов к решению вопросов духовно-нравственного воспитания граждан многонациональной России. В числе первоочередных - вопросы формирования патриотических установок у подрастающего поколения на примере святынь нашего Отечества, укрепления и развития лучших духовных, национальных и культурных традиций.
И в этой связи мы приветствуем и пытаемся поддерживать реальными делами диалог светских институтов власти и РПЦ, причём не только на федеральном, но и на местном уровнях.
В качестве примера можно привести плодотворную совместную работу Новгородской государственной телерадиокомпании «Славия» и местной епархии, которую возглавляет архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Вот уже несколько лет здесь выходит православный тележурнал «София», создаются яркие духовно-просветительские программы, снимаются документальные фильмы о христианских святынях, ведутся прямые трансляции главных богослужений.
Вообще, новгородцы своей работой опровергают расхожее мнение о том, что все телевидение делается в Москве. Неслучайно именно «Славия» завоевала главную премию Первого всероссийского конкурса на ежегодную премию «Патриот России», опередив общефедеральные телеканалы.
Уважаемые коллеги, сегодня все мы были свидетелями церемонии возвращения креста с Софии Новгородской.
Могу сказать, что в октябре текущего года Агентством выделено 600 тысяч рублей телекомпании «Славия» на создание телефильма, посвященного истории Софийского креста.
В течение нескольких лет мы оказываем поддержка проведению Дней славянской письменности и культуры. В этом году праздник проходил в городе Воронеже и его мероприятия широко освещались телеканалом «Культура», всеми федеральными каналами. Это событие было в конце мая.
А в конце ноября по приглашению Администрации Воронежской области и при поддержке Воронежского епархиального Управления Русской Православной Церкви в Воронеже пройдёт девятый Всероссийский фестиваль «Православие на телевидении и радиовещании», который организует Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, подведомственный Агентству.
Фестиваль предусматривает в своей программе проведение семинаров с просмотром и обсуждением работ, присланных на конкурс, мастер-классов с участием известных специалистов, учёных. Работа Фестиваля будет освещаться телеканалом «Культура».
Проведение Фестиваля в регионе – тактика его организаторов на ближайший период. В российской провинции есть много интересного для обогащения журналистского опыта, что послужит профессиональному росту журналистов, работающих с православной тематикой.
По инициативе участников Фестиваля «Православие на телевидении и радиовещании» был учреждён Клуб православных журналистов, что, на наш взгляд, созвучно одной из задач вашего Фестиваля, а именно учреждению Общества православных работников СМИ.
Полагаю, что мы могли бы успешно взаимодействовать на этом направлении.
Одна из целей фестиваля «Вера и слово», как это задумано организаторами, состоит в повышении профессионального уровня православных журналистов, мы считаем её очень важной.
В первую очередь по этой причине мы финансируем справочно-информационный Интернет–портал «Религия и СМИ». Это реальная помощь журналистам, работающим над темой государственно-церковных отношений, занятых подготовкой просветительских передач о религии.
Портал "Религия и СМИ" является светским экспертным ресурсом, который проводит мониторинг религиозной прессы и публикует различные точки зрения на процесс развития церковно-государственных отношений.
За время работы в Сети портал опубликовал 11 000 статей и сообщений, более половины из которых посвящены православной проблематике.
На страницах портала выступают как простые миряне, так и видные представители духовенства. Обсуждаются темы, связанные с социальной деятельностью Церкви, культурным наследием православия, православным образованием, проблемами церковной собственности и так далее. Все значимые события церковной жизни не остаются без внимания. Подробно освещались Архиерейский собор РПЦ, состоявшийся в октябре нынешнего года и Общественно-церковный форум, посвященный проблемам демографии.
Редакция портала "Религия и СМИ" поддерживает партнерские отношения с Издательским советом РПЦ и главной православной газетой "Церковный вестник", которая по оценкам специалистов является одним из лучших православных изданий. Сотрудники портала "Религия и СМИ" принимают участие и в нынешнем форуме, выступая с информационной поддержкой Фестиваля.
Говоря об Интернете, как о важной составляющей, для просветительской и социально значимой деятельности религиозных организаций, хотел бы привести следующую статистику. Перед тем, как приехать сюда, я сделал запрос по поисковой системе «Rambler». Результат поиска по слову «православие» составил 26 911 сайтов и 628 963 документов. На запрос словосочетания «Икона Казанской Божьей Матери» - 3 558 сайтов и 30 930 документов. В поисковой системе «Яндекс» за прошедший месяц было сделано 8 275 запросов по слову «Православие», т.е. в среднем 270 запросов в сутки. Это говорит как об интересе аудитории Интернет-пользователей к религиозной тематике, так и об огромных возможностях Интернета по донесению православных ценностей до широкой аудитории активной части наших сограждан.
Фестиваль «Вера и слово» собрал журналистов, для которых служение вере неотделимо от служения обществу.
Такая позиция не может не вызывать уважения.
Думаю, что речь сегодня не может идти только о создании клерикальных программ, такие возможности ограничены. Задача состоит в широком присутствии светских проектов, которые созданы на православной мировоззренческой основе, породившей русскую культуру.
Агентство намерено финансово поддерживать такие проекты.
Мы планируем в течение 2005 года выделить на эти цели три миллиона рублей.
Убеждён, что результатом взаимодействия православных и светских журналистов при поддержке государственных институтов власти и православных религиозных организаций и объединений станут новые яркие и талантливые передачи и публикации, служащие конечной задаче - духовно-нравственному просвещению общества, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Благодарю за внимание!

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: