Каталог православных СМИ

Доклад протоиерея Владимира Силовьева председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви на открытии Второго фестиваля православных СМИ «Вера и слово»
30 октября 2006
Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, братья и сестры, уважаемые коллеги!
Сердечно приветствую всех участников и гостей Второго фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово» от имени Издательского Совета Русской Православной Церкви и газеты «Церковный вестник», которые, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, выполнили основную часть работы по подготовке и проведению фестиваля.
В последние годы православное медиа-сообщество выросло как качественно, так и количественно. Сегодня в него входят не только журналисты, редакторы и фотографы, не только сотрудники пресс-служб и епархиальных информационно-издательских отделов. Мы видим среди участников продюсеров и режиссеров, арт-директоров и дизайнеров, телеоператоров и программистов. Все это говорит о том, что система православных СМИ продолжает активно формироваться и в ней присутствуют все те профессии и специализации, без которых невозможно функционирование современных среств массовой информации. Если с точки зрения техники и медиа-технлогий, наша задача идти в ногу со временем, то с духовной, с этической точки зрения наша задача – быть на шаг впереди.
Мне уже не раз приходилось говорить о том, что СМИ сегодня превратились в крупный бизнес. И именно бизнес-подход определяет те основные правила, по которым играют все национальные СМИ. Взаимодействие с читателем, слушателем или зрителем строится как акт «купли-продажи». Телевидение продает зрителю содержание, формируя новую «экономику впечатлений», где каждое последующее впечатление должно быть сильнее предыдущего. Очевидно, что при этом практически полностью игнорируются не только духовные потребности человека, но и те реальные ценности, которые он исповедует.
Если в прежние годы только Церковь предостерегала от той угрозы, которую несут СМИ, забывшие о своей ответственности перед обществом, то в последнее время серьезную озабоченность проявляют общественные организации, ряд государственных и политических деятелей.
Вот лишь несколько примеров: в июне в Москве состоялся митинг-стояние православного молодежного движения «Георгиевцы!». Молодежь пришла с очень характерными плакатами: «Уберите грязь с экрана», «Хотим смотреть добрые фильмы» и другими. В отличие от многих подобных акций, георгиевцы вышли не только помитинговать. Они предложили ряд конкретных законопроектов, направленных на защиту традиционных нравственных ценностей:
1) об ограничении оборота продукции эротического содержания;
2) о запрещении пропаганды сатанизма в Российской Федерации и запрете продукции, содержащей сатанинскую символику.
Мы очень надеемся, что эти инициативы найдут понимание и поддержку в Государственной Думе Российской Федерации.
Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Сергеевич Соколов не раз жестко и принципиально высказывался о бездуховности как одной из главных проблем современной массовой культуры и, в частности, СМИ. И мы искренне благодарны министерству культуры за поддержку нашего фестиваля. Мы видим, что это принципиальная позиция тех, кто в нашем государстве участвует в формировании государственной политики в области культуры. Мы надеемся, что круг этих государственных мужей будет становиться все шире.
Примечательно, что серьезную общественную угрозу, которую сегодня несут СМИ и прежде всего телевидение, понимают и крупнейшие медиа-менеджеры России. Однако они продолжают делать то телевидение, которое не устаивает ни их самих, ни их зрителей. Позвольте мне сослаться на материалы нашумевшего исследования "Российское телевидение: состояние, потребности, перспективы", в котором впервые была сделана попытка проанализировать самый влиятельный медийный ресурс российского общества с точки зрения его руководителей и идеологов. Большинство из них признает, что на современном российском телевидении происходит размывание морально-нравственных ценностей. Отдельные медиа-менеджеры говорят даже о полном отсутствии морально-нравственного критерия при формировании телевещания. Причем это касается не только частных каналов, но и государственных, в частности, телеканала «Россия».
Те, кто делают, телевидение понимают: "Многие нашумевшие продукты, аналогичные "Бригаде", - это прямое разрушение норм общественной жизни, коллективной психологии. Это отравление скажется на подрастающем и молодом поколении, оно разъедает, как радиация, яд… В обществе укореняются представления: так правильно, так красиво, так надо жить. Разрушительная функция таких продуктов огромна".
В дни фестиваля у нас еще будет возможность подробно рассказать об уникальном исследовании «Национальное единство и российские СМИ: ценности современной России», которое было проведено газетой «Церковный вестник», социологическим факультетом МГУ и центром социологических следований «Суперджоб» специально к фестивалю «Вера и слово». Я пока ограничусь только одним выводом: те ценности, которые пропагандируют сегодня на телевидении, прямо противоположны тем ценностям, которые исповедуют россияне. Такое положение дел нельзя назвать нормальным, это прямое и последовательное разрушение и нации, и души каждого человека. Никакие национальные проекты не будут успешными, пока в души людей ежедневно и ежечасно вливается яд насилия, жестокости и порока.
Мы прекрасно понимаем, что изменить ситуацию трудно. Но это необходимо сделать. Мы рады, что среди организаторов, участников и гостей фестиваля есть и авторитетные представители журналистского сообщества, и руководители государственных учреждений. Очень надеюсь, что в дни работы фестиваля «Вера и слово» будут предложены конкретные и реальные меры по изменению существующего положения дел. Если же для кого-то наш призыв может быть безразличен, давайте сделаем это не ради нас самих, а ради наших детей!
Я являюсь настоятелем приходского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, и недалеко от нашего храма находится Образовательный центр № 1804. Он создавался по социальному заказу родителей и самими родителями, у которых была возможность самостоятельно сформулировать основные проблемы воспитания. Два главных негативных фактора они назвали практически единодушно – это СМИ и секты. Дети будут встречаться на улице с сектантами, этого нельзя избежать. Нельзя изолировать детей и от средств массовой информации. Поэтому современная школа должна владеть методами, которые формируют иммунитет и к деструктивному воздействию СМИ, и к деструктивному воздействию сект. Уникальный опыт такой работы уже есть в Образовательном центре № 1804. Я очень надеюсь, что этот опыт получит широкое распространение.

* * *
Наши православные СМИ действуют и развиваются в сложном социально-политическом контексте. Идет напряженный поиск новых форматов, растет профессионализм сотрудников пресс-служб и сотрудников православных СМИ. Путь медленно и трудно, но все-таки выстаивается система распространения православных изданий, у радио- и телевещания появляются новые возможности доставки сигнала. Издательский Совет по мере сил помогает в решении этих задач.
Но мы снова и снова должны себя спрашивать: что еще я могу сделать для того, чтобы голос Церкви звучал более авторитетно и убедительно в нашем обществе? И здесь по-прежнему у нас больше поле работы.
Среди возможных ответов на это вопрос, особо отмечу один: нам необходима консолидация православного журналистского сообщества. Мы должны действовать вместе. А если быть точнее - мы должны научиться работать вместе. Это у светских СМИ остро стоит проблема конкуренции и соперничества. Нашей задачей должно стать реальное соработничество. Какие оно может принять формы? Что этому препятствует? Давайте особенно сконцентрируемся на этих вопросах в предстоящие дни.
Уже очевидно, что сам фестиваль «Вера и слово» является мощным фактором нашей консолидации. И тот широкий и заинтересованный отклик, который мы получили в дни подготовки фестиваля, убедительно об этом свидетельствует. Вполне возможно, что наш фестиваль следует сделать ежегодным. Однако этого недостаточно. Должна быть постоянная работа, и ее, на мой взгляд, может обеспечить прежде всего сотрудничество в рамках общецерковной журналистской ассоциации – Содружества редакторов церковных СМИ. Эта организация была создана в январе 2006 года и получила благословение Святейшего Патриарха. Ее деятельность, пока вполне скромная, может и должна стать более широкой, обеспечивая информационный обмен, профессиональную переподготовку и даже защиту интересов православных изданий, если в том возникнет необходимость. Пока у этой организации нет своего бюджета, нет секретариата. Она задумана как общественная организация, никто вам ее готовую на блюдечке с голубой каемочкой не преподнесет, сверху вам ее не спустят. Заходите ее создать – примите реальное личное участие в ее работе, внесите вклад в формирование ее бюджета, и со временем она заработает эффективно. Мне кажется таким должен быть наш путь.
Только трудясь вместе, мы сможем принять достойное участие в проповеди Христа «даже до края земли» (Деян. 1:8).

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: