Каталог православных СМИ

Доклад игумена Нектария (Морозова), руководителя информационно-издательского отдела Саратовской епархии
01 ноября 2006
Доклад игумена Нектария (Морозова), руководителя информационно-издательского отдела Саратовской епархии на круглом столе "Задачи церковной журналистики" в рамках фестиваля православных СМИ "Вера и слово" Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Димитрий, уважаемые отцы, дорогие братия и сестры!

Мне кажется, что условно задачи церковной журналистики можно разделить на ее задачи в плане выполнения той просветительской, апостольской миссии, которая ей присуща, и ее задачи по отношению к себе самой. Прошло уже более чем достаточно времени, чтобы можно было говорить о том, что церковная журналистика есть, что она состоялась как таковая. Мы имеем на сегодняшний день множество церковных изданий: это как официальные газеты и журналы, выпускающиеся Синодальными отделами и епархиями, так и те, которые появились на свет Божий благодаря усилиям энтузиастов-единомышленников.

Господь судил нам жить в эпоху, когда положение Церкви в государстве вновь неожиданным и чудесным для нас образом переменилось. И хотя прошло уже, наверное, порядка 16-17 лет, как Церковь существует в новых для нее условиях, в условиях свободы, мы не можем никак до конца принять, понять эту новую реальность. Мы немного отстаем от этого стремительно бегущего вперед времени. Применительно к теме церковных СМИ это означает, что мы по-прежнему радуемся и удивляемся тому, что их издание возможно, радуемся тому, что их сегодня достаточно много. Но, кажется, уже пришла пора не только радоваться количеству, но и очень серьезно обеспокоиться проблемой их качества. Больше того — их конкурентоспособности по отношению к СМИ светским.

Наверное, каждый, перед кем встает задача издания церковного журнала или газеты, рано или поздно сталкивается с очень важным вопросом о «формате» издания, то есть о его направленности, его языке, характере тех публикаций, из которых оно складывается. Иными словами, приходится самому себе отвечать на вопрос о том, каким это издание должно быть. И, конечно, ответ на этот вопрос зависит от того, к какой аудитории оно обращено, потому что, безусловно, одно наполнение должно быть у епархиальной газеты, другое — у православного молодежного журнала, третье — у приходского листка. Поэтому, прежде всего, создавая новое издание, нужно решить для себя, кто будет его читателем, какая перед ним стоит цель. Наверное, можно было бы предложить некие стандартные требования к каждому из вышеупомянутых типов издания. Можно было бы сказать о том, что в приходском листке естественно рассказывать об истории храма, о его жизни, помещать расписание богослужений, раскрывать смысл праздников и событий церковной истории, давать возможность для творчества активным прихожанам. Или, например, о том, что в епархиальной газете должна обязательно присутствовать епархиальная хроника, должна отражаться деятельность Правящего Архиерея, но наряду с этим так же обязательно должны помещаться материалы, помогающие людям более глубоко и всесторонне узнать церковную жизнь, по-настоящему воцерковиться, а кроме того, статьи, в которых по-христиански осмысливается то, с чем приходится сталкиваться нам, христианам, в окружающем нас мире.

Или же сказать еще, что в молодежном издании непременно нужно писать не только о молодежи, но прежде всего о том, что интересно молодым людям. И делать это должны по преимуществу те, кто сам еще может называться молодежью. Однако, скорее всего, любой издатель со временем это поймет, должен понять. Важнее понять другое: в своей деятельности нам необходимо ориентироваться на профессионализм. Приходской листок может быть делом рук энтузиастов-любителей. В более серьезном издании необходимо иметь коллектив профессиональных журналистов.

***
Церковное издание, помимо прочего, всегда является неким внешним «свидетельством» о Церкви. И потому наша пресса не должна восприниматься в сравнении с прессой светской как что-то второсортное. Мы не должны «проигрывать» изданиям светским в профессиональном отношении, иначе на нас всегда буду смотреть пренебрежительно, свысока, не будут относиться всерьез. А нам нельзя забывать о том, что читателями наших газет и журналов, телезрителями и радиослушателями наших проектов в электронных СМИ в том числе являются те же самые светские журналисты, в первую очередь, занимающиеся церковной тематикой. И если мы будем вызывать у них если не симпатию, то, по крайней мере, чувство профессионального уважения, это обязательно сыграет свою положительную роль. Во-первых, они смогут получить образец того, как писать и говорить о Церкви и ее жизни, и это уже немало, учитывая то поразительное невежество светских журналистов, которое они проявляют, когда обращаются в своем творчестве к православной проблематике. Во-вторых, уважение по отношению к нашей работе обязательно будет отражаться и на их отношении к Церкви как таковой. Дело в том, что, несмотря на все перемены, которые произошли и происходят, нас все равно очень часто воспринимают, как некий иной мир, мир закрытый, отсталый, со своими тайнами, секретами и т.п. Думаю, что нет необходимости говорить об этом подробно, потому что журналистские мифы и штампы в отношении к Православию вам хорошо известны. Но такая, казалось бы, небольшая деталь, то обстоятельство, что в нас светские журналисты будут видеть своих коллег, не уступающих им, а порой и превосходящих их в профессионализме, заставит их подходить к освещению проблем церковной жизни более серьезно и ответственно.

***
Помимо прочего, у нас должна быть некая «сверхзадача». Общий уровень современной журналистики катастрофически падает. Она становится более примитивной, поверхностной, уходит от глубокой разработки тех тем, за которые берется. Огромное количество изданий появляется и исчезает бесследно. Многие по-настоящему хорошие журналисты-профессионалы, имеющие, кроме того, и определенные моральные принципы, зачастую вытесняются из сегодняшних СМИ менее разборчивыми и менее профессиональными коллегами, которые и делают журналистику такой плоской и неглубокой. А порой профессионалы уходят сами, потому что уже не находят для себя достойного места в своем собственном цехе. И эти процессы, происходящие в светской прессе, имеют прямое отношение к нам. Мы не можем зачастую конкурировать в качестве полиграфии, не можем позволить себе иметь множество цветных иллюстрированных изданий, но в качестве собственно журналистики — можем. Церковные СМИ потенциально являются мощным средством православной миссии. Но беда в том, что эта миссия осуществляется по преимуществу в среде тех, кто уже вошел в Церковь. И это хорошо, и в такой миссионерской работе есть и всегда, наверное, будет нужда. Но еще важнее для нас наличие выхода к внешнему миру. И потому сегодня нам по-настоящему необходимы такие церковные издания, которые могли бы с успехом распространяться в светской сети.
Возможно, кому-то это покажется утопичным, но на самом деле это вполне реально. Современность порождает множество мифов. И один из них заключается в том, что светская пресса такова, какова она есть, потому что ничего другого нашему обществу не нужно. На самом деле это неправда. Есть много людей, которые устали от СМИ, существующих сегодня, потеряли доверие к ним, людей, у которых вызывает отторжение их ангажированность, и как следствие этого, недобросовестность, если сильнее сказать, лживость. Им хочется честного, искреннего разговора о тех проблемах, которыми полна окружающая нас действительность, хочется слышать их непредвзятую, объективную оценку, хочется, наконец, совместного осмысления той реальности, которая является для нас общей. И, наверное, ответом на их запросы может и должно стать вхождение СМИ церковных в ту область, которую занимают сегодня исключительно СМИ светские. Иными словами, нам обязательно нужно придти к тому, чтобы издавать церковные газеты и журналы для нецерковных еще людей. И, думаю, что мы уже находимся на пути к этому. Естественно, что для этого требуются немалые средства, в том числе и на так называемое «продвижение» наших изданий. Но, прежде всего, требуется должный уровень профессионализма, способность создать такой журнал или газету, которые будут приняты уже не только церковной, но и просто читающей аудиторией. Будут приняты не в силу своей православности, а в первое время просто потому, что они будут нравиться людям, будут интересны. Ведь и о политике, и о социальных проблемах, и о культуре, и тем более о жизни живых людей можно и нужно говорить по-христиански, так же по-христиански осмысливая все это. Только в этом не должно быть какой-то лозунговости, декларативности. Это будет отталкивать, это будет скучно. Скучно потому, что людей нецерковных «лозунгами» не убедить, а церковных и не нужно убеждать уже ни в чем. Христианская позиция должна лежать в основе подхода журналиста к теме, должна определять его оценку тех или иных фактов, а в итоге перед читателем должен оказаться некий законченный продукт, статья, в которой ему ничего не навязывается, но посредством которой он исподволь подводится к правильному выводу.
Я могу привести такой пример. Вероятно, многие из вас знают по публикациям журналиста газеты «Известия» Дмитрия Соколова-Митрича. Это очень известный репортер, обладатель целого ряда престижных премий, один из лучших на сегодня в российской журналистике, невзирая на свою относительную молодость. Его статьи посвящены самым злободневным темам, самым животрепещущим вопросам, вызывают отклик в самых различных слоях читательской аудитории. Но при этом Дмитрий является христианином, и его материалы основаны на христианском отношении к жизни. Только он не проповедует, не учит, он просто рисует перед читателем картину — талантливо, со вкусом. И читатель сам понимает, что к чему, когда ему об этом честно и доходчиво говорят. Например, если он писал в свое время о скандале с известной выставкой «Осторожно, религия», то он не боролся, не обличал богоборцев. Он просто так их показал, что все без лишних слов и оценок было ясно. И надо сказать, что его статьи выходят не потому, что они христианские, а потому что издатели газеты видят в них хороший, качественный товар, а такой товар игнорировать они не могут. Вот к этому, как мне кажется, следует стремиться.

***
У нас есть примеры удачных, именно профессиональных в полном смысле этого слова изданий: «АиО», «Фома», «Нескучный сад», ряд других. И это очень отрадно. Но объективно их меньше, чем должно было бы быть, меньше, чем нам нужно. Кроме того, необходимо, чтобы у нас были не только московские, но и региональные издания подобного характера. И вот то, к чему я веду свое выступление: у нас есть своя журналистика, есть удачные образцы ее, однако все же нет пока настоящей, сложившейся школы церковной журналистики. Ее необходимо целенаправленно создавать. И я полагаю, что наш Фестиваль мог бы сыграть в этом отношении немалую роль. Прежде всего, очень важно, чтобы ориентированность церковных СМИ на профессионализм стала некой общецерковной программой. Причем не только на уровне признания необходимости создания профессиональных изданий, но и на уровне реальной, в том числе финансовой поддержки.
Кроме того, необходимо создать, как уже было сказано вчера, действующий орган, который мог бы в ближайшее время выработать и предложить всем нашим коллегам ту единую концепцию церковных средств массовой информации, которая пока еще не выработана и которой так недостает. Есть, несмотря на то падение качества журналистики, о котором говорилось выше, хорошие ее образцы, на которые нужно ориентироваться. Но есть и необходимость понять, как этот опыт должен быть реализован в пространстве прессы православной. Да, конечно, журналистика — это то, чему нужно учиться на практике, журналистский опыт должен передаваться от уст к устам. Поэтому нам нужны и специальные учебные центры, как в рамках существующих вузов, так и действующие самостоятельно. Однако их создание — дело не одного дня, непростое и затратное. И потому очень большим подспорьем для представителей современных церковных СМИ стало бы хорошо продуманное методическое пособие по церковной журналистике. Пособие, вышедшее из рук профессионалов, которое сослужило бы тем, кто только начинает трудиться на данном поприще, хорошую службу, дало бы возможность не тратить силы на блуждание в темноте, а помогло бы сразу определиться, каким должно быть начинаемое издание или создаваемая теле- и радио программа, каким образом строить свою работу над этим новым проектом.
Ну, и конечно, было бы очень хорошо, если бы итогом, продолжением работы нашего фестиваля стала реализация подобных программ, если бы наши общие идеи и планы получили конкретное воплощение.

Участникам фестиваля:

Православные журналисты обсуждают: